Матвеева Александра Васильевна
Обобщение опыта по теме:
«Использование проектного метода при изучении
страноведения на уроках немецкого языка»
Автор
опыта Матвеева Александра Васильевна - учитель немецкого языка Никаноровской
средней школы Губкинского района Белгородской области
Несколько лет я успешно внедряла в опыт своей работы методику интенсивного обучения иностранным языкам (по методу Китайгородской). Использование интенсивной методики способствовало достижению высоких результатов обученности моих учеников по сравнению с предыдущими годами, где этот метод не применялся. Начав работать по учебникам «Deutsch. Schritte.» (автор Бим И.Л.) в 5-9 классах и "Deutsch, Kontakte" (автор Воронина Г.И.) в 10-11 классах, я почувствовала, что отработанный по теме языковой материал как бы «повисает в воздухе», требуя какого - то дополнительного выхода. Я стала искать пути наиболее эффективного использования изученного материала, пока не остановилась на методике проектов.
Но передо мной снова встал вопрос: как учить детей дальше? Проанализировав
уровень обученности учащихся и приняв во внимание диагностические исследования,
проводимые психологом, мы пришли к выводу, что в дальнейшем необходимо
использовать такую педагогическую технологию, которая бы давала возможность
учителю ввести своих учеников в процесс познания, нацелить на поиск знания, то
есть способствовало бы развитию личности. Изучив статьи по
личностно-ориентированному обучению, я решила, что более логично перейти на
метод проектов (автор метода Полат Е.С.). По моему мнению, применять новые
обучающие технологии (в частности, метод проектов) в учебно-воспитательном
процессе можно и нужно в любых условиях. Это способствует не только развитию
коммуникативных особенностей личности школьников, но и обогащению знаний по
предмету, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления
творческих способностей ребенка. Вот уже на протяжении пяти лет я использую
проектную методику в своей работе.
На мой взгляд, в проектной методике заложены большие возможности для решения
таких задач, как преодоление инертности и безынициативности учащихся на уроках,
боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Проектная
методика развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность, так
необходимые им в процессе обучения. Использование методов проекта реально
превращает учащегося из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Учитель
же выступает в роли помощника и консультанта.
Технология работы над проектом отвечает общим принципам проектной методики, о
которой неоднократно рассказывалось на страницах журнала «Иностранные языки в
школе» (2000, 2002, 2004 гг.). В основу метода проектов положены: идея,
составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на
результат. Метод проектов предполагает по сути своей широкого спектра
проблемных, исследовательских, поисковых методов ориентированных четко на
реально практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с
другой, разработку проблемы целостно и с учетом различных факторов и условий ее
решения и реализации результатов. Метод проектов можно использовать на любом
этапе обучения, в любом типе школ. Каждый вид проектов соотносится с
определенной темой устной речи при изучении каждого раздела учебника.
Планирование я начинаю с отбора страноведческого и лингвистического материала.
Для организации проектной работы я отбираю только тот материал, который
предполагает решения проблемы, имеет практическую, теоретическую и
познавательную значимость.