Матвеева Александра Васильевна.
Информация об опыте.
1.
Тема опыта
«Использование проектного метода при изучении страноведения на уроках немецкого
языка».
2.
Сведения об авторе опыта;
Матвеева Александра Васильевна, учитель немецкого языка, МОУ «Никаноровская СОШ»
Губкинского района Белгородской области.
3.
Условие возникновения, становления опыта
Современные условия жизни выдвигают новые требования к изучению ИЯ, в центре
которого стоит языковая компетенция. А основным средством обучения ИЯ
является языковая среда. Я работаю в сельской школе. Возможности общаться с
носителями языка и получать страноведческие знания у обучающихся нет. Но
изучение ИЯ вызывает у сельских детей неподдельный интерес. Моими учениками
являются дети 5-11 классов, поэтому мой опыт по методу проектов приводит их к
повышению интереса к изучаемому ИЯ и стойкой мотивации.
4.
Актуальность опыта
Несколько лет я успешно внедряла в опыт своей работы методику интенсивного
обучения иностранным языкам (по методу Китайгородской). Использование
интенсивной методики способствовало достижению высоких результатов обученности
моих учеников по сравнению с предыдущими годами, где этот метод не применялся.
Начав работать по учебникам
«Deutsch. Schritte»
(автор Бим И.Л.) в 5-9 классах и
«Deutsch.Kontakte»
(автор Воронина Г.И.) в 10-11 классах, я почувствовала что отработанный по теме
языковой материал как бы «повисает в воздухе», требуя какого-то дополнительного
выхода. Я стала искать пути эффективного использования изученного материала,
пока не остановилась на методике проектов.
Но передо мной снова встал вопрос: как учить детей дальше? Проанализировав
уровень обученности учащихся и приняв во внимание диагностических исследований,
проводимые психологом, мы пришли к выводу, что в дальнейшем необходимо
использовать такую педагогическую технологию, которая бы давала возможность
учителю ввести своих учеников в процессе познания, нацелить на поиск знания, то
есть способствовало бы развитию личности. Для этого я использую в своей работе
метод проектов.
5.
Ведущая педагогическая идея опыта
В проектной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как
преодоление инертности и безынициативности учащихся на уроках, боязни говорить
на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Проектная методика развивает
у школьников самостоятельность, творчество, активность. Использование метода
проектов реально превращает учащегося из объекта обучения в субъект учебной
деятельности. Учитель же выступает в роли помощника и консультанта.
6.
Длительность работы над опытом
На протяжении пяти лет я использую проектную методику в своей работе.
7.
Диапазон опыта
По-моему мнению, применять новые обучающие технологии ( в частности, метод
проектов ) в учебно-воспитательном процессе можно и нужно в любых условиях, на
любом этапе обучения, в любом типе школ. Каждый вид проектов соотносится с
определенной темой устной речи при изучении каждого раздела учебника, которая
отражена в действующей программе по немецкому языку. В моей работе это является
либо отдельная речевая ситуация, либо урок или система уроков, либо единая
система « урок - внеклассная работа».
8.
Теоретическая база опыта
Технология работы над проектом отвечает общим принципам проектной методике, о
котором неоднократно рассказывалось на страницах журнала « Иностранные языки в
школе» (2000,2002,2004,2005 гг.). Изучив статьи по личностно-ориентированному
обучению, я решила, что более логично перейти на метод проектов (автор методов
Полат Е.С.).В основу метода проекта положены: идея, составляющая суть понятия
«проект», его прагматическая направленность на результат. Метод проектов
предполагает по своей сути широкого спектра проблемных, исследовательских,
поисковых методов ориентированных четко на реально практический результат,
значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно
и с учетом • различных факторов и условий ее решения и реализации результатов.
При создании опыта я опиралась на действующую программу по немецкому языку
(авторы И.Л.Бим (5-9кл.) и Г.И.Воронина (10-11кл.), а так же на методику
немецких модераторов, полученную на международном семинаре в г. Кёльн (Германия)