Матвеева Александра Васильевна
Главные цели введения в школьную практику метода проектов:
·
реализовать свой интерес к предмету исследования; приумножить знания о нем и
донести это до заинтересованной аудитории;
·
продемонстрировать уровень обученности иностранному языку, совершенствовать
умение участвовать в коллективных формах общения;
·
подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития,
социальной зрелости.
В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках
программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики
проводится с учетом практической значимости для школьника (человек и его
окружение).
Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в
процессе работы над темой программы. Чтобы ее решить учащимся требуется не
только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных
знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того,
школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и
коммуникативными умениями. К первым можно отнести работу с информацией, с
текстом, (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном
тексте), анализировать информацию. Делать обобщения, выводы, умение работать с
разнообразным справочным материалом.
Проектная методика предлагает различные типы проектов: исследовательские,
творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные.
Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными
типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих
проектов, например, одновременно практико-ориентированные и исследовательские.
Каждый тип проектов имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения,
этапность, количество участников. Количество участников проекта может быть
равным в зависимости от типа проекта и желания его участников: личностные,
парные, групповые.
Группы участников формируются с учетом психологической совместимости, при этом в
каждой группе есть сильный ученик, средний, слабый. Группа выбирает одно
задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик
получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта
учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта,
поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в
«добывание» знаний. А это огромный стимул к активному усвоению знаний. Овладевая
культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить,
самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты стоящих
перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Работая
над проектом, школьники учатся работать в «команде», ответственно относиться к
выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда
своих товарищей.
Организуя работу над проектом, важно соблюсти несколько условий:
- тематика проектов должна быть связана как со страной изучаемого языка, так и
со страной проживания; учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение
событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран и т.д.;
- проблема предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных, по возможности аутентичных источников информации;
- необходимо вовлечь в работу над
проектом всех учащихся класса, предложив каждому задание с учетом уровня его
языковой подготовки.