МОУ «Никаноровская СОШ»
Тема:
«Система воспитания этической культуры обучающихся»
Автор опыта: Матвеева А.В. классный руководитель 9 класса
Этическая культура человека, под которой мы понимаем образ жизни, ориентирующий
е,го сознание- чувства и поведение
на нравственные ценности, выработанные опытом всех предшествующих поколений,
закладывается с раннего возраста. Это, прежде всего общечеловеческая мораль,
простые нормы нравственности, главным содержанием которых является их
гуманистическая направленность. Они необходимы в повседневной жизни,
предполагают дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другому
человеку, требуют сострадания и поддержки, сочувствия и помощи слабому. Эти
нормы уже в ребенке предусматривают проявления великодушия, порядочности,
благородства и категорически осуждают лживость, предательство, высокомерие,
грубость. Я считаю, они должны лечь в основу формирования личности школьника.
Став классным руководителем 5 лет назад, сначала я наблюдала некоторое время за
своими подопечными. Мои дети были объединены в один класс, из двух классов. Все
дети сельские, хорошим манерам и этикету большинство из них не обучено. Поэтому
их неумение держать себя в рамках обыкновенного приличия, следовать общепринятым
эпическим нормам привело меня к мысли, что я должна работать над системой
воспитания этической культуры моих воспитанников.
Однако сегодня усвоение этических категорий, приобщение детей к нормам
нравственности не пользуется особым вниманием и заботой педагогов. На мой
взгляд, дефицит же нравственных ценностей, наметившийся в обществе, диктует иной
подход. Ребенка необходимо не только содержательно и доступно знакомить с
основными категориями морали, но и показывать на практике преимущество
следования ее нормам, чтобы школьник мог сам почувствовать важность и
справедливость гуманистических принципов, определить свою позицию и
поупражняться в нравственных поступках.
Иными
словами, нужна была система этического воспитания учащихся.
Такая система сложилась в процессе моего пятилетнего педагогического поиска и
успешно мною реализуется на практике. Она включает в себя курс этических
занятий, методику так называемого «этического заряда» и внеклассную деятельность
детей, специально ориентированную на их участие в этическом диалоге, общении,
взаимодействии.
Основной компонент системы - курс занятий с учащимися 5-9 классов с условным
названием «этическая культура». Я провожу один раз в неделю. Занятия, как
показывает опыт, стали своеобразным педагогическим инструментом влияния и на
коллектив, и на индивидуальный мир развивающейся личности школьника. Их
содержание и методика позволяют синтезировать получаемые учащимися знания о
человеке и человеческих отношениях в обществе, нормы нравственности, правила
культуры поведения.
В каждом этическом курсе выделены четыре раздела. Первое - этика общения -
раскрывает единство внутреннего и внешнего в этике поведения.
В задачу классного руководителя входит приобщить учащихся к нормам воспитания,
т. е. К той группе специальных норм, которые определяют не только внешние формы
поведения, но и внутреннее их содержание. Они проявляются в уважении к другому
человеку, вежливости, доброжелательности.
К нормам воспитанности тесно примыкает этикет, составляющий содержание второго
раздела. Его цель - приобщить школьников к нормам регламентированного поведения
среди людей. К этикету правомерно отнести и правила хорошего тона, т. е.
Определенные навыки поведения в гостях, за столом, в театре, специфические знаки
внимания младших к старшим, мужчине к женщине, которым необходимо владеть
школьнику.
Третий раздел - о нормах этики в отношениях к окружающему миру. Это широкий круг
отношений к Родине, семье, людям, труду, природе. Овладение этими моральными
нормами усиливает интерес учащихся к собственной внутренней жизни* к качествам
личности, вызывает потребность в самооценки, в сопоставлении себя с другими
людьми. Содержание раздела призвано способствовать развитию эмоциональной
отзывчивости, формированию самоуважения, чувства собственного достоинства.
Постоянное сравнение себя с другими, столь необходимое в нравственном развитии
детей, Является стержневой основой четвертого раздела - этики отношений в
коллективе. Это умение строить отношения со сверстниками, общаться с ними,
познавать в процессе общения другого человека и самого себя и развивать средства
такого познания: умение сравнить, анализировать и обобщать покупки друга и
собственные, видеть и оценивать их этическое наполнение.
В качестве примера покажу, как эти разделы представлены в программе «этической
культуры».
Введение. «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет» (С. Маршак).
(Основой в этике поведения - принцип гуманности, уважительное и доброжелательное
отношение к людям.)
I. Быть воспитанным — что это значит?
1.
Вежливость как основа воспитания. ( Содержание этических норм поведения в
общении с окружающими.)
2.
Какого ты рода, племени? ( Этика поведения - одно из отличий человека как
представителя своей страны. Поведение школьника - характеристика его
воспитанности, лицо семьи, школы.)
3.
Уважая человеческую личность... (Основные признаки воспитанности.)
4.
Престольный праздник «Михайлов день». ( Применение этических знаний и умений в
процессе деятельности и общения. Подготовка
и проведение праздника.)
5.
Внешняя и внутренняя воспитанность человека. ( Сочетание внешнего и внутреннего
в нравственной характеристики личности.)
II. Этика и этикет.
1.
Этические нормы этикета. ( Этическая сущность этикета, его основные критерии:
естественность, стремление к красоте, гуманизм.)
2.
Вот это стол - за ним едят. ( Этические нормы поведения за столом. Теория и
практика.)
3.
Дома и в гостях. ( Требования этикета в типичных ситуациях дома и в гостях.)
4.
В школе ты хозяин и гость. ( Требования этикета, этические правила и их
применение в повседневной школьной жизни.)
5.
Правила на каждый день. ( Анализ событий одного дня с позиций норм и правил
Этики и этикета.)
III. Об умении думать о других.
1.
Ты живешь среди людей. ( Основные нормы этики в отношениях с окружающими.)
2.
Добротой себя измерь. ( Основа этики отношений с людьми -уважение и
доброжелательное отношение к ним. Оценка себя и других с позиций этики.)
3.
Чью старость ты утешил? ( Этика отношений со старшими и младшими. Нравственные
принципы этих отношений.)
4.
Раздели печаль и радость. ( Сложность и тонкость этических норм в отношениях
между людьми. Об умении быть причастным, увидеть и понять состояние другого
человека.)
5.
«О матерях можно говорить бесконечно» (М. Горький). (Бережное отношение и
внимание к матери - этическая норма поведения человека.)
6.
Умей быть благодарным. (Благодарность за доброе отношение окружающих - этический
закон человека.)
7.
Праздник благодарности. ( Использование приобретенных навыков и этических знаний
в коллективной деятельности.)
8.
Береги все живое. ( Этические нормы отношения человека к природе и всему
живому.)
9.
Завтрашний характер - в сегодняшнем поступки. (Осмысление этических знаний и
норм поведения с позиции формирования характера.)
10.Расскажи мне обо мне. ( Разговор за «круглым столом».
Нравственная оценка каждого в соответствии с требованиями этики.)
IV. До дружбы надо дорасти.
1.
Дружба начинается с улыбки. ( Этическая сущность дружеских отношений.)
2.
Одноклассник, товарищ, друг. ( Типичное и особенное в этике отношений.)
3.
Отчего бывает одиноко? (Этические нормы отношений в коллективе.)
4.
Чтобы быть понятым. ( Этические требования к личности в коллективе.)
5.
Дружили
мальчик с девочкой... (Этика поведения и отношений между мальчиком и
девочкой.)
6.
«Без друзей меня чуть-чуть...» (Нравственная самооценка себя как
члена коллектива, товарища, друга.)
Заключение.
В дела ты добрые вложи все лучшее своей души. (Инсценированный
праздник по обобщению курса.)
Работая по всем разделам, я как классный руководитель расширяла и
углубляла этические понятия и сферу их реального применения в
повседневной жизни. Сосредоточивая внимание ребят на этике человеческих
отношений, я приучала подростков к постоянному контролю, оценке собственных
действий и их регулированию. Цепочка упражнений, игровых ситуаций,
коллективная деятельность постепенно приводят учащихся к необходимости
сознательно выбирать нравственное решение. А разнообразие педагогических
задач, психологических ситуаций способствует их включению во все
нравственные сферы жизнедеятельности коллектива.
Исходя из всего
выше изложенного я разработала перспективны план системы воспитания
этической культуры обучающихся.
5
класс -
Этика общения. (Единство внутреннего и внешнего в этики поведения.)
6
класс - Этикет. ( Приобщение школьников к нормам регламентированного
поведения среди людей.)
7 класс - Правила хорошего тона. ( Определенные навыки поведения в гостях, за
столом, знаки внимания младшим и старшим, мужчины к женщине.)
8 класс - Нормы этики в отношениях к окружающему миру. (Широкий круг
отношений к Родине, семье, людям, труду, природе;
9 класс
- Этика отношений в коллективе. (Умение строить отношения со сверстниками,
общаться с ними, познавать в процессе общения другого человека и самого
себя.)