МОУ «Никаноровская СОШ»

Тема: «Система воспитания этической культуры обучающихся»

Автор опыта: Матвеева А.В. классный руководитель 9 класса

Этическая культура человека, под которой мы понимаем образ жизни, ориентирующий е,го сознание- чувства и поведение на нравственные ценности, выработанные опытом всех предшествующих поколений, закладывается с раннего возраста. Это, прежде всего общечеловеческая мораль, простые нормы нравственности, главным содержанием которых является их гуманистическая направленность. Они необходимы в повседневной жизни, предполагают дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другому человеку, требуют сострадания и поддержки, сочувствия и помощи слабому. Эти нормы уже в ребенке предусматривают проявления великодушия, порядочности, благородства и категорически осуждают лживость, предательство, высокомерие, грубость. Я считаю, они должны лечь в основу формирования личности школьника.

Став классным руководителем 5 лет назад, сначала я наблюдала некоторое время за своими подопечными. Мои дети были объединены в один класс, из двух классов. Все дети сельские, хорошим манерам и этикету большинство из них не обучено. Поэтому их неумение держать себя в рамках обыкновенного приличия, следовать общепринятым эпическим нормам привело меня к мысли, что я должна работать над системой воспитания этической культуры моих воспитанников.

Однако сегодня усвоение этических категорий, приобщение детей к нормам нравственности не пользуется особым вниманием и заботой педагогов. На мой взгляд, дефицит же нравственных ценностей, наметившийся в обществе, диктует иной подход. Ребенка необходимо не только содержательно и доступно знакомить с основными категориями морали, но и показывать на практике преимущество следования ее нормам, чтобы школьник мог сам почувствовать важность и справедливость гуманистических принципов, определить свою позицию и поупражняться в нравственных поступках. Иными словами, нужна была система этического воспитания учащихся.

Такая система сложилась в процессе моего пятилетнего педагогического поиска и успешно мною реализуется на практике. Она включает в себя курс этических занятий, методику так называемого «этического заряда» и внеклассную деятельность детей, специально ориентированную на их участие в этическом диалоге, общении, взаимодействии.

Основной компонент системы - курс занятий с учащимися 5-9 классов с условным названием «этическая культура». Я провожу один раз в неделю. Занятия, как показывает опыт, стали своеобразным педагогическим инструментом влияния и на коллектив, и на индивидуальный мир развивающейся личности школьника. Их содержание и методика позволяют синтезировать получаемые учащимися знания о человеке и человеческих отношениях в обществе, нормы нравственности, правила культуры поведения.

В каждом этическом курсе выделены четыре раздела. Первое - этика общения - раскрывает единство внутреннего и внешнего в этике поведения.

В задачу классного руководителя входит приобщить учащихся к нормам воспитания, т. е. К той группе специальных норм, которые определяют не только внешние формы поведения, но и внутреннее их содержание. Они проявляются в уважении к другому человеку, вежливости, доброжелательности.

К нормам воспитанности тесно примыкает этикет, составляющий содержание второго раздела. Его цель - приобщить школьников к нормам регламентированного поведения среди людей. К этикету правомерно отнести и правила хорошего тона, т. е. Определенные навыки поведения в гостях, за столом, в театре, специфические знаки внимания младших к старшим, мужчине к женщине, которым необходимо владеть школьнику.

Третий раздел - о нормах этики в отношениях к окружающему миру. Это широкий круг отношений к Родине, семье, людям, труду, природе. Овладение этими моральными нормами усиливает интерес учащихся к собственной внутренней жизни* к качествам личности, вызывает потребность в самооценки, в сопоставлении себя с другими людьми. Содержание раздела призвано способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, формированию самоуважения, чувства собственного достоинства.

Постоянное сравнение себя с другими, столь необходимое в нравственном развитии детей, Является стержневой основой четвертого раздела - этики отношений в коллективе. Это умение строить отношения со сверстниками, общаться с ними, познавать в процессе общения другого человека и самого себя и развивать средства такого познания: умение сравнить, анализировать и обобщать покупки друга и собственные, видеть и оценивать их этическое наполнение.

В качестве примера покажу, как эти разделы представлены в программе «этической культуры».

Введение. «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет» (С. Маршак). (Основой в этике поведения - принцип гуманности, уважительное и доброжелательное отношение к людям.)

 

I. Быть воспитанным — что это значит?

1.        Вежливость как основа воспитания. ( Содержание этических норм поведения в общении с окружающими.)

2.        Какого ты рода, племени? ( Этика поведения - одно из отличий человека как представителя своей страны. Поведение школьника - характеристика его воспитанности, лицо семьи, школы.)

3.        Уважая человеческую личность... (Основные признаки воспитанности.)

4.        Престольный праздник «Михайлов день». ( Применение этических знаний и умений в процессе деятельности и общения. Подготовка   и проведение праздника.)

5.        Внешняя и внутренняя воспитанность человека. ( Сочетание внешнего и внутреннего в нравственной характеристики личности.)

 

II. Этика и этикет.

1.      Этические нормы этикета. ( Этическая сущность этикета, его основные критерии: естественность, стремление к красоте, гуманизм.)

2.      Вот это стол - за ним едят. ( Этические нормы поведения за столом. Теория и практика.)

3.      Дома и в гостях. ( Требования этикета в типичных ситуациях дома и в гостях.)

4.      В школе ты хозяин и гость. ( Требования этикета, этические правила и их применение в повседневной школьной жизни.)

5.      Правила на каждый день. ( Анализ событий одного дня с позиций норм и правил Этики и этикета.)

III. Об умении думать о других.

1.      Ты живешь среди людей. ( Основные нормы этики в отношениях с окружающими.)

2.      Добротой себя измерь. ( Основа этики отношений с людьми -уважение и доброжелательное отношение к ним. Оценка себя и других с позиций этики.)

3.      Чью старость ты утешил? ( Этика отношений со старшими и младшими. Нравственные принципы этих отношений.)

4.      Раздели печаль и радость. ( Сложность и тонкость этических норм в отношениях между людьми. Об умении быть причастным, увидеть и понять состояние другого человека.)

5.      «О матерях можно говорить бесконечно» (М. Горький). (Бережное отношение и внимание к матери - этическая норма поведения человека.)

6.      Умей быть благодарным. (Благодарность за доброе отношение окружающих - этический закон человека.)

7.      Праздник благодарности. ( Использование приобретенных навыков и этических знаний в коллективной деятельности.)

8.      Береги все живое. ( Этические нормы отношения человека к природе и всему живому.)

9.      Завтрашний характер - в сегодняшнем поступки. (Осмысление этических знаний и норм поведения с позиции формирования характера.)

10.Расскажи мне обо мне. ( Разговор за «круглым столом».

Нравственная оценка каждого в соответствии с требованиями этики.)

IV. До дружбы надо дорасти.

1.      Дружба начинается с улыбки. ( Этическая сущность дружеских отношений.)

2.      Одноклассник, товарищ, друг. ( Типичное и особенное в этике отношений.)

3.      Отчего бывает одиноко? (Этические нормы отношений в коллективе.)

 

4.      Чтобы быть понятым. ( Этические требования к личности в коллективе.)

5.      Дружили мальчик с девочкой... (Этика поведения и отношений между мальчиком и девочкой.)

6.      «Без друзей меня чуть-чуть...» (Нравственная самооценка себя как члена коллектива, товарища, друга.)

Заключение. В дела ты добрые вложи все лучшее своей души. (Инсценированный праздник по обобщению курса.)

Работая по всем разделам, я как классный руководитель расширяла и углубляла этические понятия и сферу их реального применения в повседневной жизни. Сосредоточивая внимание ребят на этике человеческих отношений, я приучала подростков к постоянному контролю, оценке собственных действий и их регулированию. Цепочка упражнений, игровых ситуаций, коллективная деятельность постепенно приводят учащихся к необходимости сознательно выбирать нравственное решение. А разнообразие педагогических задач, психологических ситуаций способствует их включению во все нравственные сферы жизнедеятельности коллектива.

Исходя из всего выше изложенного я разработала перспективны план системы воспитания этической культуры обучающихся.

5   класс - Этика общения. (Единство внутреннего и внешнего в этики поведения.)

6   класс - Этикет. ( Приобщение школьников к нормам регламентированного поведения среди людей.)

7 класс - Правила хорошего тона. ( Определенные навыки поведения в гостях, за столом, знаки внимания младшим и старшим, мужчины к женщине.)

8 класс - Нормы этики в отношениях к окружающему миру. (Широкий круг отношений к Родине, семье, людям, труду, природе;

9 класс - Этика отношений в коллективе. (Умение строить отношения со сверстниками, общаться с ними, познавать в процессе общения другого человека и самого себя.)

возврат на стартовую страницу                        далее

 

 

Hosted by uCoz