МОУ "Никаноровская СОШ"
Губкинского района
Белгородской области
учитель математики
Тимофеева Татьяна Леонидовна
Тема урока: «
Последовательность»
Цели урока:
познакомить с
понятием числовой , способами ее задания, видами последовательностей;
формировать умения находить члены последовательности по формуле ее общего члена,
тема пригодится при изучении темы « Прогрессии»;
формировать
умение работать в коллективе.
Девиз урока: « Считай
несчастным тот день или тот час,
в который ты не усвоил ничего нового
и ничего не прибавил к своему образованию»
( Коменский Я. А.)
Оборудование: плакат с
девизом, таблица ЛОС, таблица « примеры последовательностей»
Ход урока
1 Изучение нового материала
1)
Будем записывать в
порядке возрастания положительные четные числа
2, 4, 6, 8, 10,….
На первом месте стоит 2, на
втором -4, на третьем- 6, на пятом очевидно 10, на десятом месте -20, на сотом
-200 ( ряд бесконечен)
2)Рассмотрим еще
пример:
Будем выписывать в порядке
убывания правильные дроби с числителем 1
1/2, 1/3, 1/4 , 1/5,1/6 ….
Очевидно, что мы можем
назвать дробь , стоящую на 7 месте -1/8,
на десятом-
1/11, на сотом – 1/101 и т. д.
То
есть каждому натуральному числу мы можем поставить в соответствие
соответствующее только ему число.
3) Определение: бесконечное
множество чисел, записанных в определенном порядке, называется числовой
последовательностью.
4) Последовательность обычно
обозначают малой латинской буквой с индексом внизу, например: аn
, вn ,
сn
….
Где а1-
первый член последовательности
а2_- второй член
последовательности
а3-третий
член последовательности
аn-
n-ный
член последовательности
Индекс показывает номер (
порядок) члена последовательности.
Обратимся к нашей
последовательности 2, 4, 6, 8,
..обозначим ее ( аn),
1/2, 1/3, 1/4 , 1/5,1/6 ….
Обозначим ( вn)
5) Посмотрите на
последовательность ( аn),
что за числа ее
составляют?--числа возрастают, поэтому данную последовательность называют
возрастающей,
а в последовательности
вn?
Числа убывают. Такие последовательности называют убывающими.
А, если она состоит из
постоянных чисел , например 5, 5, 5, 5, ….—Постоянная
Рассмотрим еще пример:
0,1,1,2,3,5,----?
Итак,
виды последовательности: возрастающая,
убывающая,
постоянная,
?
6) Способы задания
последовательности: а) словесный - описанием,
б) аналитический (с помощью формулы) , в) рекуррентный-? Его мы будем
изучать на следующем уроке.
Первичное закрепление
Работа с учебником
Открыли учебник на стр. 81, нашли пример 1, прочитали первое предложение.
Запишем в
тетради 1) у
n=n2
- 3n , читаем дальше. А как
получили эти числа?
У1 =12
- 3 · 1= -2
У2 =22
- 3 · 2= -2
У3 =32
– 3 · 3= 0
У4 = 4
У5 = 10
(у
n
)
-2, -2, 0, 4, 10, …
Рассмотрим пример 2, запишем в тетради
Уn
=(-1)n
· 10, итак
Y1=
(-1)1 ·10=-10
У2=(-1)2
·10=10
У3=-10
У4=10
Первые четыре члена
последовательности -10,10,-10,10
Обобщение изученного
1. Фронтальный опрос
( по Лосу и записям на
доске)
-Повторим, что такое
последовательность?
-Как обозначается
последовательность?
-Виды последовательностей?
-Способы задания
?
Групповая работа
Я вижу, что вы разобрались с
темой, сейчас попробуем работать в группах
Создадим три группы,
назначим командиров,
задание 1 группе |
задание 2 группе |
задание 3 группе |
№ 329 |
№ 329 |
№ 329 |
№ 334 а |
№ 334 б |
№ 334 в |
Вы видите свои задания,
группа считается готовой к ответу, если решение выполнено всеми членами группы в
тетради. На решение отведено 5 минут.
А теперь отчет групп.
Отложили ручки, № 329 .Какую
последовательность вы получили?
1 группа: 3, 6, 9, 12, 15, …
У всех так? Назовите ее первый член?
2 группа назовите
а5 (а5=15),
3 группа
- а10
( а10=30 )
1
группа -а100
(
а100=300 )
2 группа
- аn
(аn=3n)
Проверим второе задание
1
группа ( кто желает?) 2
группа?( кого вы выдвигаете?)
3 группа( пойдет…)
1
группа
Xn=2n -1
xn=n2
+1
xn=n / (
n+1)
X1=1
x1=
2
x1
=1/2
X2=3
x2=
5
x2=2/3
X3=5
x3=10
x3
=3/4
X4=7
x4=17
x4=4/5
X5=9
x5=26
x5
=5/6
X6=11
x
6=37
x6
=6/7
Оценка деятельности.
Еще раз к девизу, мы сегодня
работаем по девизу
« Считай несчастным тот день или тот час,
в который ты не усвоил ничего нового
и ничего не прибавил к своему образованию»
Постановка домашнего задания
№ 331, № 333
Прочитайте, какие вопросы
вам не понятны?
Историческая справка, ее нам
подготовил…..
Последовательности ,
известные нам …..
Итог урока.