МОУ "Никаноровская СОШ"

Губкинского района

Белгородской области

учитель математики

Тимофеева Татьяна Леонидовна

 

Тема урока: « Последовательность»

 

Цели урока:

      познакомить с понятием числовой , способами ее задания, видами последовательностей; формировать умения находить члены последовательности по формуле ее общего члена, тема пригодится при изучении темы « Прогрессии»;

     формировать умение работать в коллективе.

 

Девиз урока: « Считай несчастным тот день или тот час,

                          в который ты не усвоил ничего нового

                          и ничего не прибавил к своему образованию»

                                                           ( Коменский Я. А.)

Оборудование: плакат с девизом, таблица ЛОС, таблица « примеры последовательностей»

 

Ход урока

 

1 Изучение нового материала

 

1)    Будем записывать в порядке возрастания положительные четные числа

                                    2, 4, 6, 8, 10,….

На первом месте стоит 2, на втором -4, на третьем- 6, на пятом очевидно 10, на десятом месте -20, на сотом -200  ( ряд бесконечен)

     2)Рассмотрим еще пример:

Будем выписывать в порядке убывания правильные дроби с числителем 1

                                   1/2, 1/3, 1/4 ,  1/5,1/6 ….

Очевидно, что мы можем назвать дробь , стоящую на 7 месте -1/8,

на десятом-  1/11, на сотом – 1/101 и т. д.

 То  есть каждому натуральному числу мы можем поставить в соответствие соответствующее только ему число.

 

3) Определение: бесконечное множество чисел, записанных в определенном порядке, называется числовой последовательностью.

 

4) Последовательность обычно обозначают малой латинской буквой с индексом внизу, например: аn , вn , сn ….

Где а1- первый член последовательности

           а2_- второй член последовательности

       а3-третий член последовательности

       аn-  n-ный член последовательности

Индекс показывает номер ( порядок) члена последовательности.

 

Обратимся к нашей последовательности  2, 4, 6, 8, ..обозначим ее ( аn),

         1/2, 1/3, 1/4 ,  1/5,1/6 ….  Обозначим ( вn)

5) Посмотрите на последовательность  ( аn),

что за числа ее составляют?--числа возрастают, поэтому данную последовательность называют возрастающей,

 а в последовательности  вn? Числа убывают. Такие последовательности называют убывающими.

А, если она состоит из постоянных чисел , например 5, 5, 5, 5, ….—Постоянная

Рассмотрим еще пример: 0,1,1,2,3,5,----?

  Итак,  виды последовательности: возрастающая,

                                                             убывающая,

                                                             постоянная,

                                                                  ?

6) Способы задания последовательности: а) словесный - описанием,

         б) аналитический (с помощью формулы) , в) рекуррентный-? Его мы будем изучать на следующем уроке.

 

Первичное закрепление

 

Работа с учебником

       Открыли учебник на стр. 81, нашли пример 1, прочитали первое предложение.

      Запишем в тетради 1) у n=n2 - 3n ,  читаем дальше. А как получили эти числа?

У1 =12 - 3 · 1= -2

У2 =22 - 3 · 2= -2

У3 =32 – 3 · 3= 0

У4 = 4

У5 = 10

n )    -2, -2, 0,  4, 10, …

        Рассмотрим пример 2, запишем в тетради

 Уn =(-1)n · 10,  итак

 Y1= (-1)1 ·10=-10

 У2=(-1)2  ·10=10

 У3=-10

 У4=10

  Первые четыре члена последовательности -10,10,-10,10 

 

Обобщение изученного

 

1. Фронтальный опрос

( по Лосу и записям на доске)

-Повторим, что такое последовательность?

-Как обозначается последовательность?

-Виды последовательностей?

-Способы задания  ?

Групповая работа

Я вижу, что вы разобрались с темой, сейчас попробуем работать в группах

Создадим три группы, назначим командиров,

 

задание 1 группе

задание 2 группе

задание 3 группе

№ 329

№ 329

№ 329

№ 334 а

№ 334 б

№ 334 в

 

Вы видите свои задания, группа считается готовой к ответу, если решение выполнено всеми членами группы в тетради. На решение отведено 5 минут.

    А теперь отчет групп.

Отложили ручки, № 329 .Какую последовательность вы получили?

1 группа: 3, 6, 9, 12, 15, … У всех так? Назовите ее первый член?

2 группа назовите  а5  5=15),

3 группа     -  а10     ( а10=30 )

1 группа     100         ( а100=300 )

 2 группа  - аn          n=3n)

Проверим второе задание

1 группа ( кто желает?)    2 группа?( кого вы выдвигаете?)   3 группа( пойдет…)

1 группа

Xn=2n -1                                  xn=n2 +1                                 xn=n / ( n+1)

X1=1                                         x1= 2                                            x1 =1/2

X2=3                                         x2= 5                                             x2=2/3

X3=5                                         x3=10                                            x3 =3/4

X4=7                                         x4=17                                           x4=4/5

X5=9                                         x5=26                                           x5 =5/6

X6=11                                       x 6=37                                          x6 =6/7

 Оценка деятельности.

Еще раз к девизу, мы сегодня работаем по девизу

                        « Считай несчастным тот день или тот час,

                          в который ты не усвоил ничего нового

                          и ничего не прибавил к своему образованию»

 

 Постановка домашнего задания

№ 331, № 333

Прочитайте, какие вопросы вам не понятны?

 

 

Историческая справка, ее нам подготовил…..

Последовательности , известные нам …..

 

Итог урока.

 

 

 

Hosted by uCoz