"ШКОЛА ХХI ВЕКА"

ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 4 КЛАСС

учитель начальных классов

МОУ "Никаноровская СОШ"

Губкинского района

Белгородской области

Солодилова М.М.

 

 

 

Тема: Обобщающий урок. «По страницам произведений А. С. Пушкина».

Цели:- организовать деятельность учащихся на обобщение знаний по произведениям А. С. Пушкина, на самостоятельное применение знаний в разнообразных ситуациях;

- создать условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект, выделять главное, классифицировать;

- содействовать развитию у детей умения общаться, развитию монологической и диалогической речи, интереса к чтению;

- воспитывать у детей чувства сопереживания, доброго отношения друг к другу, потребность быть честным и правдивым; воспитывать бережное отношение к книгам.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, выставка книг, зеркало, прялка, верёвка, яблоко, рыбка, петушок и выставка детских рисунков.

                                       Ход урока.

1.      Орг. момент

Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости пришли учителя нашей школы. Посмотрите на них, поприветствуйте наших гостей и во время урока не смотрите на них.

2.      Актуализация знаний.

1)      Проверка домашнего задания.

На дом вам было задано – подготовить выразительное чтение отрывка из сказки о золотом петушке, который вам понравился.

2)      Фронтальная беседа.

- Произведения какого автора мы изучали?

Ваши друзья подготовили выставку рисунков к сказкам А. С. Пушкина. Посмотрите внимательно на рисунки и скажите  название сказки.

У каждого из нас есть своё любимое произведение А. С. Пушкина. С самых ранних лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читали лирические стихотворения и поэмы. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком, этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Александр Сергеевич оставил нам много стихотворений, поэм, рассказов, повестей и изумительные сказки.

«Что за прелесть эти сказки!»- говорил он, «Каждая есть поэма».

Его произведения читают во всём мире.

- Сегодня мы проведём обобщающий урок: «По страницам произведений А. С. Пушкина».

- Давайте вспомним некоторые произведения А. С. Пушкина.

3) Заполнение схемы: «Пушкин сочинял».

- Назовите жанры произведений, которые написал А. С. Пушкин.

- Как обозначаются эти жанры в моделировании?

- Назовите заголовок (название) произведения.

                                  Пушкин сочинял.

Поэмы

Руслан и Людмила.                Стихи                  Песни.

                                                                             Песнь о вещем Олеге.

                                               Зимнее утро.

                                              Зимний вечер.

                                              Няне. Зимняя дорога.

Сказки

- Сказка о рыбаке и рыбке.

- Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.

- Сказка о царе Салтане

- Сказка о золотом петушке.

- Сказка о попе и работнике его Балде.

- Сказка о медведихе ( не окончена).

(Дети называют жанр и заголовок произведения, по желанию читают наизусть отрывки из поэмы, из стихотворений, из песни.)

3.      Анализ произведения по модели, характеристика героев.

1)      Заполнение таблицы: «Герои сказок».

Заголовок                  Герои отрицательные.               Герои положительные.

                                                                                                                                                                                                                                                   .                      

 

 - У каждого из вас есть таблица: «Герои сказок».

Она разделена на три части: заголовок, герои отрицательные, герои положительные.

Каждый из вас выбирает любые две сказки и делает анализ произведения и характеристику героев по таблице.

Например: Сказка о золотом петушке.

Давайте мы сделаем  анализ по таблице.

Заголовок- Сказка о золотом петушке.                                             

Кто в этой сказке отрицательный герой?

Герои отрицательные: Дадон. Почему  Дадон отрицательный персонаж?

Кто в этой сказке положительный герой?

Герои положительные: петушок, мудрец. Почему они являются положительными героями?

Итак, ребята, вам понятно как заполнять таблицу? Заполняйте таблицу, но Сказку о золотом петушке в таблицу не пишем.

2)      Самопроверка.(Один ученик читает, а остальные проверяют, дополняют, исправляют ошибки, если они есть. )

3)      Интеллектуальная викторина. «Из какой сказки предмет?»

Ребята, обратите внимание, у нас в классе есть предметы из сказок А. С. Пушкина.

Вы подходите к столу, берёте любой предмет и говорите название сказки. А потом цитируете отрывок из сказки, где употребляется этот предмет.

Физ. Минутка для глаз. «Найди цветные картинки глазами»

- Посмотрите в окно . Какое время года сейчас?

- Какое любимое время года было у А. С. Пушкина?

Найдите подтверждение строчками из стихотворения.

А какое любимое время года у вас? Почему?

4. Закрепление.

1) Работа в тетради.

Заполнение страницы: «Проверь себя».

3)      Проверка по образцу. (На доске написаны ответы к заданиям, по которым учащиеся проверяют свои ответы).

4)      Выставка книг.

Ребята, а у вас есть дома книги?

Какие?

Книги каких авторов у вас есть?

Как надо обращаться с книгой?

Какие правила обращения с книгой вы знаете?

- Книга – это окошко в мир знаний. Из книг мы о многом узнаём. Книги надо беречь.

Прежде чем взять книгу надо вымыть руки.

Нельзя загибать страницы, надо пользоваться закладкой для книг.

Не следует вырывать листы из книги.

Не бросать книгу, где попало.

 Если книга порвана необходимо её подклеить

5. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение отрывка из любого произведения А. С. Пушкина.

6.Итог урока. Рефлексия.

Произведения какого писателя мы сегодня повторяли?

Что интересного было на уроке?

Ребята, если вам понравился урок, то раскрась кружочки красным цветом. А если нет, то синим.

 

Переход на страничку учителя

Hosted by uCoz