Алгоритм технологии
мастер – класса учителя иностранного языка
МОУ «Никаноровская СОШ» Матвеевой А.В.
Тема: «Страна изучаемого языка Германия»
Презентация
педагогического опыта.
Автор обосновывает мотивы выбора конкретного проекта. Ученик подчеркивает актуальность темы проекта для общественной жизни, для расширения познавательного и образовательного уровня тех, кто будет знакомиться с результатами исследования, желание и возможность раскрыть и развить тему интересно для своих товарищей, для немецких друзей, для коллектива учителей своей школы, при выступлении за ее пределами.
Учащиеся и учитель высказывают свои соображения в поддержку выбранной темы, предлагают различные аспекты проблемы для исследования.
На следующем уроке следует сформулировать проблемы, которые ученик выбрал для исследования. К этому моменту у него было время подумать, осмыслить тему, прежде чем самостоятельно определить вопросы, ориентирующие на примерное содержание его работы. Скорее всего, ученик полностью не справится с этой задачей. На помощь ему придут учитель, одноклассники.
Следующая ступень организации работы предполагает, что участники разных проектов обсудят конкретные проблемы исследования, уточнят их формулировки, наметят сроки выполнения. В процессе обсуждения выявляется эрудиция участников, их образовательный кругозор, знания ими других источников кроме учебников. Так же очень важно участие в обсуждении учеников, не задействованных в работе над проектами, поскольку они чувствуют себя причастными к исследовательской деятельности, расширяют круг своих интересов, обогащаются новыми реалиями, знаниями.
Учитель может выразить свое отношение, согласие или несогласие с выбранной темой проекта и убедительно обосновать свою точку зрения, может посоветовать изменить название, направление.
При выборе коллективного проекта инициатива может исходить от учителя, который ненавязчиво предлагает один или несколько вариантов заранее, будучи уверен в коллективном интересе учащихся к данному виду работы. Предложения могут выдвигаться и непосредственными участниками коллективного проекта, при этом может иметь место дискуссия, которая в конечном итоге приведет к общему согласию в выборе темы.
При организации работы над коллективным проектом выбирается куратор для отслеживания хода и темпа выполнения запланированного, своевременного выявления отклонений, отставания некоторых учащихся, трудностей на пути исследования, выяснения причин и принятие мер к немедленному их устранению. В случае необходимости на помощь должен прийти учитель иностранного языка, товарищи по классу.
О своей деятельности куратор регулярно информирует класс. Это может стать темой и содержанием работы на уроке.
Коллективный проект проходит следующие этапы организации работы: обоснование, согласование состава участников, выбор проблемы и логическое ее выстраивание, выбор куратора, назначение срока выполнения периодичности отчетов в ходе работы, обсуждение и выбор источников информации.
Проекты могут оформляться в письменном виде и путем публичной защиты. Объем письменных проектов будет разным в зависимости от типа проекта и времени его выполнения. Меньшим, как правило, будет объем краткосрочного монопроекта. Он охватывает сравнительно небольшой круг вопросов. Если на подготовку монопроекта отводится всего несколько дней, то возможно его представление в устной форме (что принято считать защитой) на уроке, с коллективным обсуждением и оцениванием проведенной работы.
Если проект серьезен по проблематике, предполагает большой объем информации, время его реализации может доходить до двух месяцев. В этом случае целесообразнее представить его в письменном виде.
· Показ
· Комментирование
· Обсуждение полученных результатов
В основе технологий лежит базовая модель из 3-х фаз:
Первая фаза (3 минуты) – стадия вызова имеет следующие цели: активизация мыслительного процесса (мозговой штурм), мотивация учащимися деятельности (хочу узнать много нового и интересного), настрой на выслушивание нового материала.
Учитель сообщает тему.
Формируется 3 группы по 6 человек. Им раздаются одинаковые тексты. На экране демонстрируются карты ФРГ и России.
Задание для всех групп: прочитать текст о взаимоотношениях России и Германии «Deutschland und Russland – strategische Partner» (из учебника И.Л. Бим для 11 класса общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2007)
Вторая фаза (15 минут) – стадия осмысления.
После прочтения текста все группы выполняют разные задания по одной методике: делают коллективный творческий проект с помощью ватманов и цветных фломастеров (это может быть ассоциограмма, кластер, таблица с выделением ключевых слов или понятий, рисунки, коллаж и т.д.)
1 группа – что я знаю
2 группа – что я хочу узнать
3 группа – что я узнал
Учитель – мастер комментирует каждую фазу и каждое задание.
Третья фаза (2 минуты) – завершение, рефлексия.
Каждая группа представляет свой проект на общий пленум и комментирует его (количество участников может быть произвольным).
Затем каждый участник получает таблицу, в которой заполняет 3 графы:
Что узнал нового |
Понравилось ли работать в группе |
Как оценивает свою деятельность в группе |
· Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею.
· Мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия.
· Используется приём «немой» письменный диалог – обмен мнениями по методике немецких модераторов
Участники – слушатели делятся на группы. Каждая группа делит лист на части по количеству участников. Каждый участник заполняет свою графу, затем отдаёт следующему и т.д. Последний участник дописывает своё мнение. Затем отдают свои записи учителю – мастеру.