Алгоритм технологии

мастер – класса учителя иностранного языка

МОУ «Никаноровская СОШ» Матвеевой А.В.

Тема: «Страна изучаемого языка Германия»

Презентация педагогического опыта. 

  1. Класс: 11. Количество учащихся: 18, из них на «5» - 10 учащихся, на «4» - 6 учащихся, на «3» - 2 учащихся. Большинство учащихся владеют знаниями немецкого языка в пределах программы, знают основные факты из истории Германии, географическое положение, политическое устройство, промышленность, достопримечательности городов. Хотят узнать больше о взаимоотношении России с Германией.
  2. Будет применяться технология критического мышления и создания проектов. В основе данных технологий лежит личностно ориентированный подход. Технология критического мышления – это целостная система, касающаяся чтения и письма. Использование метода проектов реальна превращает учащихся из объекта обучения в объект учебной деятельности. Учитель выступает в роли помощника и консультанта.
  3. С помощью проектной методики решаются такие задачи, как преодоление инертности и безынициативности учащихся на уроках, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Проектная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность.
  4. Учащиеся стали с большим интересом готовиться к урокам, используя информационные технологии и компьютер, самостоятельно добывая и обрабатывая материал. Затем при защите своих проектов в бумажном или электронном виде преодолевается смущение, неуверенность, а развиваются навыки публичного выступления путём прямого и коллективного показа, естественным становится участие в диалоге культур.
  5. Проблемы заключаются в недостаточном владении иностранным языком и компьютером в условиях обычной средней школы. Над этими проблемами предстоит работать в перспективе учителю.

 Представление системы учебных занятий.

  1. Над монопроектом работает один ученик. Вначале он на уроке сообщает выбранную им тему проекта. Желательно, чтобы учащийся выбирал ее сам.

Автор обосновывает мотивы выбора конкретного проекта. Ученик подчеркивает актуальность темы проекта для общественной жизни, для расширения познавательного и образовательного уровня тех, кто будет знакомиться с результатами исследования, желание и возможность раскрыть и развить тему интересно для своих товарищей, для немецких друзей, для коллектива учителей своей школы, при выступлении за ее пределами.

Учащиеся и учитель высказывают свои соображения в поддержку выбранной темы, предлагают различные аспекты проблемы для исследования.

На следующем уроке следует сформулировать проблемы, которые ученик выбрал для исследования. К этому моменту у него было время подумать, осмыслить тему, прежде чем самостоятельно определить вопросы, ориентирующие на примерное содержание его работы. Скорее всего, ученик полностью не справится с этой задачей. На помощь ему придут учитель, одноклассники.

Следующая ступень организации работы предполагает, что участники разных проектов обсудят конкретные проблемы исследования, уточнят их формулировки, наметят сроки выполнения. В процессе обсуждения выявляется эрудиция участников, их образовательный кругозор, знания ими других источников кроме учебников. Так же очень важно участие в обсуждении учеников, не задействованных в работе над проектами, поскольку они чувствуют себя причастными к исследовательской деятельности, расширяют круг своих интересов, обогащаются новыми реалиями, знаниями.

Учитель может выразить свое отношение, согласие или несогласие с выбранной темой проекта и убедительно обосновать свою точку зрения, может посоветовать изменить название, направление.

При выборе коллективного проекта инициатива может исходить от учителя, который ненавязчиво предлагает один или несколько вариантов заранее, будучи уверен в коллективном интересе учащихся к данному виду работы. Предложения могут выдвигаться и непосредственными участниками коллективного проекта, при этом может иметь место дискуссия, которая в конечном итоге приведет к общему согласию в выборе темы.

При организации работы над коллективным проектом выбирается куратор для отслеживания хода и темпа выполнения запланированного, своевременного выявления отклонений, отставания некоторых учащихся, трудностей на пути исследования, выяснения причин и принятие мер к немедленному их устранению. В случае необходимости на помощь должен прийти учитель иностранного языка, товарищи по классу.

О своей деятельности куратор регулярно информирует класс. Это может стать темой и содержанием работы на уроке.

Коллективный проект проходит следующие этапы организации работы: обоснование, согласование состава участников, выбор проблемы и логическое ее выстраивание, выбор куратора, назначение срока выполнения периодичности отчетов в ходе работы, обсуждение и выбор источников информации.

Проекты могут оформляться в письменном виде и путем публичной защиты. Объем письменных проектов будет разным в зависимости от типа проекта и времени его выполнения. Меньшим, как правило, будет объем краткосрочного монопроекта. Он охватывает сравнительно небольшой круг вопросов. Если на подготовку монопроекта отводится всего несколько дней, то возможно его представление в устной форме (что принято считать защитой) на уроке, с коллективным обсуждением и оцениванием проведенной работы.

Если проект серьезен по проблематике, предполагает большой объем информации, время его реализации может доходить до двух месяцев. В этом случае целесообразнее представить его в письменном виде.

  1. Для слушателей мастер определяет основные приёмы работы:

·        Показ

·        Комментирование

·        Обсуждение полученных результатов

 Проведение имитационной игры:

В основе технологий лежит базовая модель из 3-х фаз:

            Первая фаза (3 минуты) – стадия вызова имеет следующие цели: активизация мыслительного процесса (мозговой штурм), мотивация учащимися деятельности (хочу узнать много нового и интересного), настрой на выслушивание нового материала.

Учитель сообщает тему.

Формируется 3 группы по 6 человек. Им раздаются одинаковые тексты. На экране демонстрируются карты ФРГ и России.

Задание для всех групп: прочитать текст о взаимоотношениях России и Германии «Deutschland und Russlandstrategische Partner» (из учебника И.Л. Бим для 11 класса общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2007)

Вторая фаза (15 минут) – стадия осмысления.

После прочтения текста все группы выполняют разные задания по одной методике: делают коллективный творческий проект с помощью ватманов и цветных фломастеров (это может быть ассоциограмма, кластер, таблица с выделением ключевых слов или понятий, рисунки, коллаж и т.д.)

1 группа – что я знаю

2 группа – что я хочу узнать

3 группа – что я узнал

Учитель – мастер комментирует каждую фазу и каждое задание.

Третья фаза (2 минуты) – завершение, рефлексия.

Каждая группа представляет свой проект на общий пленум и комментирует его (количество участников может быть произвольным).

Затем каждый участник получает таблицу, в которой заполняет 3 графы:

Что узнал нового

Понравилось ли работать в группе

Как оценивает свою деятельность в группе

 Моделирование:

 ·         Каждый участник мастер – класса выполняет свою самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя – мастера.

·         Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею.

·         Мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия.

 Рефлексия:

 ·         Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателя

·         Используется приём «немой» письменный диалог – обмен мнениями по методике немецких модераторов

Участники – слушатели делятся на группы. Каждая группа делит лист на части по количеству участников. Каждый участник заполняет свою графу, затем отдаёт следующему и т.д. Последний участник дописывает своё мнение. Затем отдают свои записи учителю – мастеру.

возврат на стартовую страницу  

Hosted by uCoz