ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АВТОБИОГРАФИЯ

УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

МОУ «НИКАНОРОВСКАЯ СОШ»

ИВАНОВОЙ ТАМАРЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

(1949 года рождения, стаж работы 37 лет)

 

 

Я очень любила свою первую учительницу – Голованову Марию Ивановну, я ее боготворила. И в начальной школе я поступала только так, как учила Мария Ивановна. В детстве мы часто играли в «школу», я сажала своих троих сестер за деревянные табуретки и преподавала. В основном это были уроки математики, чтения, рисования.

В среднем звене учителем математики работал Михайлюков Григорий Матвеевич. Я восхищалась четкостью и ясностью в его работе, уверенностью. Он никогда ничего не забывал; что обещал – выполнял; был очень справедлив. Его уважали. Он никогда не повышал голоса, но его требования  выполняли даже мальчишки. Я, уже будучи в институте, интересовалась у его учеников, отъявленных «троечников»: ну почему они по математике всегда делают домашнее задание? Они так и не смогли объяснить причину, только отвечали: попробуй, не сделай! Я хотела быть похожей на него. Его дочь, Михайлюкова Л.Г., в это время уже училась в БГПИ на физмате, мы дружили, она часто рассказывала об учебе,  преподавателях, о жизни в общежитии. Так я сделала свой выбор в жизни.

Первые 5 лет после института я работала как во сне. Маленькие дети, жила в большой семье с родителями мужа. Планы научил меня писать опять же Григорий Матвеевич, который еще работал, но был уже на пенсии. Ни о каких новых методиках тогда на совещаниях не говорили. Я сама работала завучем на 0,5 ставки и ничего методического не делала. Это были 1972-77 годы. Но я регулярно выписывала журнал «Математика в школе», а там коллеги делились своими методиками.

Я начала с того, что контрольные работы стала писать не на доске и в 2 варианта, а придумывала 4 варианта и готовила заранее для каждого на карточках. Потом мне достали книгу Глейзера «История математики» и я по совету автора решилась вводить на уроках исторический материал. Как это освежило уроки! Я стала писать планы не в общей тетради, а на отдельных листах и помещала в папки по темам. Слева был сделан карман, над которым оглавление, какой кусочек исторического материала на каком уроке преподнести. Это были выписки не только из книги Глейзера, это и теоремы в стихах, мнемонические правила, применение математики в уголовном деле и т.п. И до сих пор, где бы я ни прочитала интересные сведения, обязательно выпишу цитату и положу в кармашек в ту тему, где она будет уместна.

Начиная с 1980 года, я занялась вопросами внеклассной работы по математике: я проводила КВН, математические вечера, «математический поезд»; у меня был очень хороший по тем временам кабинет математики. Я с благодарностью вспоминаю моего отца Алехина Владимира Ефимовича, который всегда поддерживал меня в вопросах введения нового, интересного; всегда помогал мне советом и делом. Это он мне вместо художника писал стенды, таблицы в кабинете, т.к. у него к этому были способности. Он был постоянным зрителем всех моих внеклассных мероприятий.

Ивановы Тамара Владимировна и Николай ВасильевичВнеклассная работа  натолкнула меня на мысль, что можно намного интереснее проводить уроки повторения. Тут и появились у меня уроки-соревнования, «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» с примитивной детской юлой. Я собрала альбом логических задач, которые могла бы предложить на обобщающих уроках. Задачи, загадки, кроссворды я вырезала из газеты «Пионерская правда», журнала «Мурзилка».  В это время при аттестации у меня в рекомендациях сделана запись: заслуживает поощрения.

В это время на районных совещаниях математиков шел разговор о том, что дети не приучены работать с учебником, не читают дополнительную литературу, не имеют собственного мнения, не умеют выступать. Я занялась вплотную этой темой и обобщила материал по теме «Методика работы с учебной литературой». Меня заметили в школе и при очередной аттестации присвоили звание «Старший учитель».

А меня всегда мучил вопрос: как сделать простые уроки интереснее, как дойти до каждого ученика, чтобы не было неуспевающих? Я стала работать над проблемой «Эффективность обучения математике выбором оптимальных сочетаний методов преподавания, стимулирования и контроля». Я разработала дифференциацию в обучении математике, тематический контроль и учет знаний; зачеты, общественные смотры знаний; творческие повторительно-обобщающие уроки; сказки на уроках математики. За эту работу мне присвоили звание «Учитель-методист».

Работая дальше, я столкнулась с противоречием между необходимостью повышать качество обучения и развития  каждого школьника и сомнением в эффективности традиционных форм обучения. Ряд традиционно применяемых приемов обучения для тех учащихся стал непригоден, у тогдашней молодежи стало сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства. Поэтому занятия с ней методами, базирующимися на авторитарном режиме, вызывали  лишь скуку и раздражение – они стали неприемлемы.

А в это время на сцену вышел Шаталов В.Ф. Я решила: это то, что я искала. В 1985 г. я посылаю ему письмо с просьбой принять меня. Лишь только через 5 лет мне пришло приглашение. Я была в г. Донецке 3 раза. В 1992 году я начала с геометрии в 7 классе, на следующий год добавила алгебру в этом же классе. В 1996 г. выпустила этот класс с качеством знаний 75 % по математике. Дети этого класса неоднократно брали 2-3 места на районных олимпиадах, один раз были участниками областных олимпиад и вошли в первую десятку. За эту работу очередная аттестационная комиссия присвоила мне высшую квалификационную категорию. В 1994 г. я пошла по методике Шаталова  с новым набором 5-классников и выпустила их в 9 классе с качеством знаний 66 %.

Обобщила опыт работы по «Блочно-зачетной системе преподавания математики в 10-11 классах». Я считаю, что на данном этапе обучения при негативном отношении детей к учебе только такой способ обучения, когда каждый постоянно отчитывается по изученному, постоянно на контроле, только он может дать эффект.

В 1995 г. меня приглашают работать в администрацию школы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе. В следующем же году школа занимает 1-е место в районном конкурсе «Школа года» и 1-е место в областном конкурсе с аналогичным названием.  Я получила звание «Отличник народного просвещения».

В это время Басаргина А.И. вела огромную работу по пропаганде ознакомления учащихся с народными традициями, историческими корнями, вообще историей нашего народа. Наша школа работала  над проблемой «Включения учащихся в мир национальных традиций и культуры через учебный процесс и дополнительное образование». Руководителем работы были девочки из команды Босаргиной, работа оказалась яркой, эффективной, за что мне в 2000 году было присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».

В 2004 г., достигнув пенсионного возраста, я перешла работать простым учителем; сейчас классный руководитель 8Б класса, веду работу с одаренными детьми: 2 года Баронина Ольга призер олимпиады по математике в районе, 13-е место в области.

Обобщила опыт работы по теме «Выработка общеучебных умений учащихся через тестовый контроль знаний учащихся на уроках математики». Регулярно прохожу аттестацию, приступила к работе над проблемой «Методика работы с учебной литературой, как средство стремления к знаниям».

переход на страничку учителя

Hosted by uCoz