ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АВТОБИОГРАФИЯ
УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
МОУ «НИКАНОРОВСКАЯ СОШ»
ИВАНОВОЙ ТАМАРЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
(1949 года рождения, стаж работы 37 лет)
Я очень любила свою первую учительницу – Голованову Марию Ивановну, я ее
боготворила. И в начальной школе я поступала только так, как учила Мария
Ивановна. В детстве мы часто играли в «школу», я сажала своих троих сестер за
деревянные табуретки и преподавала. В основном это были уроки математики,
чтения, рисования.
В среднем звене учителем математики работал Михайлюков Григорий Матвеевич. Я
восхищалась четкостью и ясностью в его работе, уверенностью. Он никогда ничего
не забывал; что обещал – выполнял; был очень справедлив. Его уважали. Он никогда
не повышал голоса, но его требования
выполняли даже мальчишки. Я, уже будучи в институте, интересовалась у его
учеников, отъявленных «троечников»: ну почему они по математике всегда делают
домашнее задание? Они так и не смогли объяснить причину, только отвечали:
попробуй, не сделай! Я хотела быть похожей на него. Его дочь, Михайлюкова Л.Г.,
в это время уже училась в БГПИ на физмате, мы дружили, она часто рассказывала об
учебе, преподавателях, о жизни в
общежитии. Так я сделала свой выбор в жизни.
Первые 5 лет после института я работала как во сне. Маленькие дети, жила в
большой семье с родителями мужа. Планы научил меня писать опять же Григорий
Матвеевич, который еще работал, но был уже на пенсии. Ни о каких новых методиках
тогда на совещаниях не говорили. Я сама работала завучем на 0,5 ставки и ничего
методического не делала. Это были 1972-77 годы. Но я регулярно выписывала журнал
«Математика в школе», а там коллеги делились своими методиками.
Я начала с того, что контрольные работы стала писать не на доске и в 2 варианта,
а придумывала 4 варианта и готовила заранее для каждого на карточках. Потом мне
достали книгу Глейзера «История математики» и я по совету автора решилась
вводить на уроках исторический материал. Как это освежило уроки! Я стала писать
планы не в общей тетради, а на отдельных листах и помещала в папки по темам.
Слева был сделан карман, над которым оглавление, какой кусочек исторического
материала на каком уроке преподнести. Это были выписки не только из книги
Глейзера, это и теоремы в стихах, мнемонические правила, применение математики в
уголовном деле и т.п. И до сих пор, где бы я ни прочитала интересные сведения,
обязательно выпишу цитату и положу в кармашек в ту тему, где она будет уместна.
Начиная с 1980 года, я занялась вопросами внеклассной работы по математике: я
проводила КВН, математические вечера, «математический поезд»; у меня был очень
хороший по тем временам кабинет математики. Я с благодарностью вспоминаю моего
отца Алехина Владимира Ефимовича, который всегда поддерживал меня в вопросах
введения нового, интересного; всегда помогал мне советом и делом. Это он мне
вместо художника писал стенды, таблицы в кабинете, т.к. у него к этому были
способности. Он был постоянным зрителем всех моих внеклассных мероприятий.
Внеклассная
работа натолкнула меня на мысль, что
можно намного интереснее проводить уроки повторения. Тут и появились у меня
уроки-соревнования, «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» с примитивной детской юлой. Я собрала
альбом логических задач, которые могла бы предложить на обобщающих уроках.
Задачи, загадки, кроссворды я вырезала из газеты «Пионерская правда», журнала «Мурзилка».
В это время при аттестации у меня в рекомендациях сделана запись:
заслуживает поощрения.
В это время на районных совещаниях математиков шел разговор о том, что дети не
приучены работать с учебником, не читают дополнительную литературу, не имеют
собственного мнения, не умеют выступать. Я занялась вплотную этой темой и
обобщила материал по теме «Методика работы с учебной литературой». Меня заметили
в школе и при очередной аттестации присвоили звание «Старший учитель».
А меня всегда мучил вопрос: как сделать простые уроки интереснее, как дойти до каждого ученика, чтобы не было неуспевающих? Я стала работать над проблемой «Эффективность обучения математике выбором оптимальных сочетаний методов преподавания, стимулирования и контроля». Я разработала дифференциацию в обучении математике, тематический контроль и учет знаний; зачеты, общественные смотры знаний; творческие повторительно-обобщающие уроки; сказки на уроках математики. За эту работу мне присвоили звание «Учитель-методист».
Работая дальше, я столкнулась с противоречием между необходимостью повышать
качество обучения и развития каждого
школьника и сомнением в эффективности традиционных форм обучения. Ряд
традиционно применяемых приемов обучения для тех учащихся стал непригоден, у
тогдашней молодежи стало сильно развито чувство самосознания и собственного
достоинства. Поэтому занятия с ней методами, базирующимися на авторитарном
режиме, вызывали лишь скуку и
раздражение – они стали неприемлемы.
А в это время на сцену вышел Шаталов В.Ф. Я решила: это то, что я искала. В 1985
г. я посылаю ему письмо с просьбой принять меня. Лишь только через 5 лет мне
пришло приглашение. Я была в г. Донецке 3 раза. В 1992 году я начала с геометрии
в 7 классе, на следующий год добавила алгебру в этом же классе. В 1996 г.
выпустила этот класс с качеством знаний 75 % по математике. Дети этого класса
неоднократно брали 2-3 места на районных олимпиадах, один раз были участниками
областных олимпиад и вошли в первую десятку. За эту работу очередная
аттестационная комиссия присвоила мне высшую квалификационную категорию. В 1994
г. я пошла по методике Шаталова с
новым набором 5-классников и выпустила их в 9 классе с качеством знаний 66 %.
Обобщила опыт работы по «Блочно-зачетной системе преподавания математики в 10-11
классах». Я считаю, что на данном этапе обучения при негативном отношении детей
к учебе только такой способ обучения, когда каждый постоянно отчитывается по
изученному, постоянно на контроле, только он может дать эффект.
В 1995 г. меня приглашают работать в администрацию школы в должности заместителя
директора по учебно-воспитательной работе. В следующем же году школа занимает
1-е место в районном конкурсе «Школа года» и 1-е место в областном конкурсе с
аналогичным названием. Я получила
звание «Отличник народного просвещения».
В это время Басаргина А.И. вела огромную работу по пропаганде ознакомления
учащихся с народными традициями, историческими корнями, вообще историей нашего
народа. Наша школа работала над
проблемой «Включения учащихся в мир национальных традиций и культуры через
учебный процесс и дополнительное образование». Руководителем работы были девочки
из команды Босаргиной, работа оказалась яркой, эффективной, за что мне в 2000
году было присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
В 2004 г., достигнув пенсионного возраста, я перешла работать простым учителем;
сейчас классный руководитель 8Б класса, веду работу с одаренными детьми: 2 года
Баронина Ольга призер олимпиады по математике в районе, 13-е место в области.
Обобщила опыт работы по теме «Выработка общеучебных умений учащихся через
тестовый контроль знаний учащихся на уроках математики». Регулярно прохожу
аттестацию, приступила к работе над проблемой «Методика работы с учебной
литературой, как средство стремления к знаниям».