Абрамова Наталья Анатольевна

Учитель русского языка и литературы

МОУ "Никаноровская СОШ"

Губкинский район

Белгородская область

 

Цель урока: развивать познавательные и исследовательские умения  учащихся; развивать способности навыков анализа художественного текста, учить грамотно отвечать на поставленные вопросы, учить правильно использовать причастия и деепричастия в художественном тексте, работать над орфограммой «Безударные гласные в корне».

                               Ход урока                                                   

 1.     Знакомство учащихся с темой и целями урока.

2.     Учащимся предложен набор предложений – костяк текста. Необходимо создать текст, распространив его причастиями. Раскрыть скобки, расставить знаки препинания, обособляя распространенные определения, выраженные причастными оборотами. Вставить пропущенные буквы.

 

   Не___________ тишина леса зач..ровывает и успокаивает. Прозрачный воздух ____________ лесным ар..матом движется вверх. Птицы не __________человеком порхают (не) обращая  на нас внимания.. Мимо (не) замечая нас и (не) спеша движется лосиная семья.

   У самого края леса блеснуло озеро с темной водой цвета крепко _________________ чая. На его поверхности тихо колышется мозаика из листьев_________________ сюда ветром.

   Сказочная неправдоподобность происходящего волнует и удивляет нас вызывая радостное недоумение.

     (Потревожить, напоить, пугать, заварить, занести)

3.     Работа с созданным текстом.

4.     Вопросы для анализа:

- докажите, что перед вами текст;

-определите тему текста. О чем он?   

-найдите ключевые слова.  Какую тему раскрывают ключевые слова?

-соответствует ли название теме текста?

 

                       Тишина в лесу

    Непотревоженная тишина леса зачаровывает и успокаивает. Прозрачный воздух, напоенный лесным ароматом, движется вверх. Птицы, не пуганные человеком, порхают, не обращая  на нас внимания. Мимо, не замечая нас и не спеша, движется лосиная семья.

   У самого края леса блеснуло озеро с темной водой цвета крепко заваренного чая. На его поверхности тихо колышется мозаика из листьев, занесенных сюда ветром.

   Сказочная неправдоподобность происходящего волнует и удивляет нас, вызывая радостное недоумение.

 5.     Определите идею текста «Тишина в лесу». Что автор хотел нам сказать этой пейзажной зарисовкой? В каком предложении раскрывается идея текста? Как вы понимаете выражения «сказочная неправдоподобность», «радостное недоумение»?

6.     Определите стиль.  Докажите, что стиль этого текста художественный. Какие средства выразительности это доказывают?

 7.     Найдите в тексте красочные слова – эпитет, слова, которые употреблены в переносном значении – олицетворения, слова многозначные – метафоры. Эти средства выразительности доказывают, что текст художественный.

8.     Постарайтесь определить тип речи

9.     Вывод. В художественном стиле преобладают такие средства выразительности как метафоры, эпитеты, олицетворения. Присутствуют распространенные определения и обстоятельства.

10.                       Домашнее задание. По выбору: упражнение 735. Составить 4 предложения по картине И.Левитана «Лесистый берег» или написать пейзажный этюд – сочинение-миниатюру.

 

Hosted by uCoz