Абрамова Наталья Анатольевна
Учитель русского языка и литературы
МОУ "Никаноровская СОШ"
Губкинский район
Белгородская область
Цель урока:
развивать познавательные и исследовательские умения
учащихся; развивать способности навыков
анализа художественного текста, учить грамотно отвечать на поставленные вопросы,
учить правильно использовать причастия и деепричастия в художественном тексте,
работать над орфограммой «Безударные гласные в корне».
Ход урока
2.
Учащимся предложен набор
предложений – костяк текста. Необходимо создать текст, распространив его
причастиями. Раскрыть скобки, расставить знаки препинания, обособляя
распространенные определения, выраженные причастными оборотами. Вставить
пропущенные буквы.
Не___________ тишина леса зач..ровывает и успокаивает. Прозрачный воздух
____________ лесным ар..матом движется вверх. Птицы не __________человеком
порхают (не) обращая на нас
внимания.. Мимо (не) замечая нас и (не) спеша движется лосиная семья.
У самого края леса блеснуло озеро с темной водой цвета крепко
_________________ чая. На его поверхности тихо колышется мозаика из
листьев_________________ сюда ветром.
Сказочная неправдоподобность происходящего волнует и удивляет нас вызывая
радостное недоумение.
(Потревожить, напоить, пугать, заварить, занести)
3.
Работа с созданным текстом.
4.
Вопросы для анализа:
- докажите, что перед вами
текст;
-определите тему текста. О чем он?
-найдите ключевые слова.
Какую тему раскрывают ключевые слова?
-соответствует ли название
теме текста?
Тишина в лесу
У самого края леса блеснуло озеро с темной водой цвета крепко заваренного
чая. На его поверхности тихо колышется мозаика из листьев, занесенных сюда
ветром.
Сказочная неправдоподобность происходящего волнует и удивляет нас,
вызывая радостное недоумение.
5.
Определите идею текста «Тишина в
лесу». Что автор хотел нам сказать этой пейзажной зарисовкой? В каком
предложении раскрывается идея текста? Как вы понимаете выражения «сказочная
неправдоподобность», «радостное недоумение»?
6.
Определите стиль.
Докажите, что стиль этого текста
художественный. Какие средства выразительности это доказывают?
8.
Постарайтесь определить тип речи
9.
Вывод. В художественном стиле
преобладают такие средства выразительности как метафоры, эпитеты, олицетворения.
Присутствуют распространенные определения и обстоятельства.
10.
Домашнее задание. По выбору:
упражнение 735. Составить 4 предложения по картине И.Левитана «Лесистый берег»
или написать пейзажный этюд – сочинение-миниатюру.